Восстановление паспорта при краже
Административный регламент ФМС, утверждённый Приказом N 391 от 30 ноября 2012 года, указывает похищение паспорта, как одно из оснований выдачи документа, удостоверяющего личность на территории РФ (п. 2.1). Под хищением стоит понимать утрату паспорта в случаи кражи, грабежа, разбоя или вымогательства и мошенничества (ст.ст. 158, 161, 162, 163, 159 УК РФ).
Пункт 2.1 Административного регламента N 391 помимо кражи паспорта в качестве причины выдачи нового указывает и его простую утрату (потерю). Процедура получения документа в этих двух случаях практически одинакова, с той лишь разницей, что утрата паспорта, произошедшая из-за недостойного его хранения владельцем, есть административное правонарушение, ответственность за которое указана в ст. 19.15 КоАП РФ в виде штрафа (сумма символическая: от 100 до 300 рублей). При невиновной утрате документа сотрудники миграционной службы наложить взыскание не могут.
Перечень необходимых документов для предоставления в ФМС при краже паспорта:
- письменное заявление о краже паспорта, в котором указываются все обстоятельства происшествия (форма произвольная, но конкретные подразделения службы, порой, устанавливают свои требования к форме и содержанию, поэтому имеет смысл заранее посетить тот территориальный орган, в который планируется обращаться за заменой документа);
- заявление о выдаче паспорта по форме N 1П (приложение N1 к Регламенту, утверждённому Приказом N391);
- комплект из 4 штук своих фотографий, установленного формата;
- квитанцию, подтверждающую, что заявитель оплатил пятисотрублёвую государственную пошлину;
В случаи кражи паспорта гражданин обязан обратиться в ОВД, где ему выдадут талон-уведомление о том, что зарегистрировали получение сообщения о преступлении (Административный регламент МВД РФ, утверждённый приказом N 140 от 1 марта 2012 года). Этот талон гражданин вправе предъявить в органы ФМС вместе с вышеуказанными документами, если же он не желает или не может по каким – либо причинам этого сделать, то в письменном заявлении обязан указать номер подразделения ОВД, в которое обратился и дату такого обращения.
Если гражданин военнообязанный, то ему придётся предоставить в ФМС военный билет, если находится в браке или разведён, соответствующие свидетельства, если у него есть дети, то их свидетельства о рождении. Такие документы требуются для проставления во вновь выдаваемый документ необходимых отметок.
Этот перечень является исчерпывающим, и требования каких-либо иных справок или свидетельств от гражданина недопустимо.
Временное удостоверение личности
По просьбе заявителя, на время изготовления нового паспорта ему выдаётся временное удостоверение. В этом случаи необходимо предоставить дополнительную фотографию, а также любой документ, способный подтвердить его личность: свидетельство о рождении, браке, его расторжении, военный билет, профсоюзный, охотничий и т.д. Сотрудники ФМС могут отправлять запросы в целях установления личности на места: службы, работы, учёбы, отбывания наказания. В течение суток сотрудники одного подразделения могут отправлять запрос в другое подразделение, где был выдан похищенный паспорт для установления личности заявителя. Запрос отправляется посредством электронной связи, по письменному согласию гражданина (об этом гласит п. 114 Административного Регламента, утверждённого приказом ФМС N 391).
Полученное временное удостоверение «меняется» в органах миграционной службы на постоянное в день выдачи последнего.
После обнаружения кражи паспорта гражданином, или после открытого хищения документа (при грабеже, разбое, вымогательстве или мошенничестве) ему стоит отправиться в ближайшее отделение полиции (согласно ч.1 ст. 152 УПК РФ предварительное расследование проводят по месту совершения преступного деяния). В подразделении органов внутренних дел после принятия сообщения о совершённом преступлении гражданину выдаётся талон-уведомление по форме, утверждённой Приложением N 6 Адм. регламента МВД России утверждённого 1 марта 2012 года.
После гражданину необходимо с комплектом необходимых документов обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своей постоянной регистрации (месту жительства) или временной регистрации, или просто в ближайшее подразделение, если инцидент произошёл в месте, где никакой регистрации гражданин не имеет (в командировке, отпуске, любой другой поездке).
При тяжёлой болезни потерпевшего, когда он не может лично заявить о похищении его документа в органы ФМС, он вправе обратиться с письменной просьбой о выезде чиновника к нему домой (заявить о краже паспорта также могут его близкие родственники или законные представители, если потерпевший – недееспособное лицо). Такая норма права содержится в п. 107 Регламента ФМС от 30 ноября 2012 года.
Ещё один неплохой способ заявить о краже паспорта – интернет. Всемирная сеть обеспечит не только удобную подачу заявления, но и такоё же получение.
Сроки выдачи документа
Нормативными документами установлены следующие сроки выдачи документа:
- 10 дней с момента предоставления полного пакета необходимых документов в орган ФМС, находящийся по месту жительства заявителя, при условии выдачи утерянного паспорта, выданного этим же подразделением;
- 2 месяца с момента предоставления полного пакета документов в орган ФМС, в случае отсутствия у гражданина – заявителя постоянной или временной регистрации на территории, подведомственной данному подразделению, а также в случае, когда похищенный паспорт не выдавался в этом территориальном органе.
После принятия всех документов служащий сообщает гражданину точную дату выдачи нового удостоверения личности.
График работы подразделений
Пункт 11 Административного регламента ФМС N 391 определяет график приёма граждан по вопросам, связанным с выдачей удостоверения личности, в том числе и при краже паспорта.
Подразделения ФМС открыты для посетителей ежедневно в будние дни, а также в первую и третью субботы месяца. Понедельник после рабочей субботы всегда выходной день.
По понедельникам (рабочим), средам и пятницам заявить о краже паспорта можно с 9 утра до 3 часов дня, в субботу с 8 до 13 часов, по вторникам и четвергам подразделения работают во вторую смену, то есть с трёх дня до восьми вечера.
Часто на практике чиновники уменьшают временной период подачи заявления о кражи паспорта, или даже сокращают дни. Возможность эта также закреплена нормативно, так как указано, что время приёма может меняться в зависимости от климатических условий региона или учётом интересов посетителей.
Для того чтобы не простаивать в очереди, можно записаться на приём по телефону, электронной почте или посетив подразделение заранее. Время ожидания при предварительной записи гражданином не должно выходить за пятиминутные рамки, установленные Административным регламентом.
Важно помнить, что любые нарушения предоставления государственной услуги со стороны служащих могут быть обжалованы в установленном порядке.
Смотрите также:
Консультации юриста по теме:
28.04.2017 - Никита Подопригора
31.03.2017 - Илья Рогозин
31.03.2017 - Наталья Веселова
31.03.2017 - Любовь Осипова
09.03.2017 - Максим Овсяников
02.03.2017 - Антонина Александрова
19.02.2017 - Леонид Горгошин
12.07.2016 - Тимур Первозванский
07.04.2016 - Георгий Кучкин