Ошибка в паспорте
Порядок замены паспорта гражданина России в случае внесения в него неточных, неполных либо ошибочных сведений определен приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1105 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»
На сегодняшний день можно выделить две основные причины, имеющие возможность повлечь за собой внесение в паспорт ошибочных сведений. Именно от причины возникновения ошибки напрямую зависит последовательность действий гражданина по замене паспорта, в котором присутствует ошибка.
-
Ошибка в паспорте возникла по вине должностных лиц, ответственных за оформление паспорта, а также за внесение в него сведений. Такая ошибка может быть выражена в неправильном написании фамилии, в неправильно внесенных сведениях о регистрации (расторжении) брака, сведений о детях, о регистрации по месту жительства и т.д. В этом случае ошибка, как правило, носит ярко выраженный характер «опечатки», допущенной должностным лицом.
Также к данной категории ошибок можно отнести и случаи, при которых паспорт по вине ответственных должностных лиц имеет следы механических повреждений: небрежно заламинирован, порван, внесенные сведения не читаемы либо трудноразличимы.
Основным критерием таких ошибок является очевидная вина должностного лица, ответственного за выдачу паспорта либо за внесение в него сведений. Такие ошибки в действующем законодательстве называют «техническим браком». В данном случае порядок замены паспорта имеет ряд существенных особенностей, значительно облегчающих гражданину, меняющему паспорт, жизнь.
Ошибка в паспорте либо его повреждение произошли не по вине ответственных должностных лиц. Также к данной категории можно отнести случаи, при которых чиновник, оформлявший паспорт, внес в него сведения согласно действующему законодательству, но с тем условием, что ошибка была перенесена из ранее выдававшегося паспорта, владелец которого по собственной вине не заметил ранее внесенные неточные сведения. В данном случае ошибка просто «перенесена» из старого паспорта в новый не по вине должностного лица, его оформлявшего.
Также к этой категории можно отнести ошибки, ставшие следствием переноса сведений из других документов, содержащих ошибки.
Для наилучшего понимания критериев разделения ошибок, вносимых в паспорт, давайте приведем пример, являющийся наглядной демонстрацией случая, когда технический брак, то есть явная вина сотрудника ФМС отсутствует.
Действующий регламент не требует от заявителя предоставлять при замене паспорта свое свидетельство о рождении. Все сведения, вносимые в паспорт, переносятся сотрудником ФМС из заменяемого паспорта во вновь выдаваемый на вполне законных основаниях. Например, в свидетельстве о рождении указано правильное место рождения, а вот в паспорте, подаваемом на замену, место рождения указано с ошибкой. То есть ранее, при выдаче первого паспорта сотрудником ФМС была допущена ошибка, которая по тем или иным причинам владельцем паспорта не была выявлена. В данном случае ответственное должностное лицо осуществляло несение в паспорт записи на законном основании. Но ошибка имеет место быть. В такой ситуации паспорт подлежит замене « в связи с обнаружением ошибочности либо неточности внесенных в него данных», а не в связи с техническим браком.
В действующем Регламенте отсутствует четкое разграничение понятия «технического брака», чем многие сегодняшние сотрудники ФМС охотно пользуются, принуждая гражданина, обратившегося с требованием о заменен паспорта в связи с техническим браком, проходить полный путь замены паспорта, как в случае, если бы вина ответственного чиновника отсутствовала. Если вы оказались в подобной ситуации, и вина сотрудника ФМИС очевидна, настоятельно рекомендуем идти до конца и требовать немедленной замены паспорта без оплаты государственной пошлины, а также без прохождения всех обязательных процедур. Требовать этого стоит, даже если с момента выдачи паспорта до момента обнаружения ошибки прошло достаточно времени.
Как мы уже отметили, от причины появления в паспорте ошибочных либо неточных данных во многом зависит порядок действий владельца паспорта.
Куда обращаться в случае обнаружения ошибки в паспорте
При выявлении ошибки в паспорте необходимо в кратчайшие сроки обратиться в одно из подразделений ФМС России с заявлением о замене паспорта. Если ошибка допущена в результате технического брака, то обращаться необходимо только в то отделение ФМС, которое выдавало паспорт.
Если же ошибка в паспорте опущена не по вине должностного лица, его выдававшего, тогда гражданин, желающий заменить паспорт, имеет право обратиться в любое подразделение ФМС, удобное для него – по месту жительства, по месту временной регистрации, по месту фактического пребывания – неважно.
По вопросу замены паспорта необходимо обращаться в отделение ФМС лично. Однако если по каким-либо уважительным причинам гражданин не может этого сделать, он имеет право потребовать выезда ответственного сотрудника по месту своего проживания. Данное действие предусмотрено должностными обязанностями сотрудниками ФМС.
Вызвать сотрудника к месту проживания можно путем подачи письменного заявления, составленного в произвольной форме. Заявление подается самим владельцем паспорта, нуждающегося в замене, либо его близкими родственниками.
Если заявитель в силу объективных причин не имеет возможности самостоятельно прибыть в подразделение ФМС России, то заявление может быть подано его близкими родственниками (п. 107 Регламента).
В случае выявления ошибки в паспорте заявление может быть подано и через специализированный электронный портал оказания государственных и муниципальных услуг. Если же обнаружен технический брак, заявление может быть подано только лично, обращение через электронный портал исключается.
Какие документы предоставлять для замены папспорта
В случае обнаружения ошибки, допущенной вследствие технического брака, для замены паспорта необходимо представить в отделение ФМС, допустившее ошибку, всего одну фотографию, соответствующую установленным требованиям. Другие документы сотрудники ФМС требовать не вправе.
Если ошибка в паспорте допущена по каким-то другим причинам, и явной вины должностных лиц нет, в подразделение ФМС необходимо предоставить:
паспорт, в котором выявлена ошибка;
заявление по форме 1-П;
две фотографии;
квитанцию, подтверждающую факт оплаты государственной пошлины.
Сроки замены документов
В случае появления ошибки вследствие технического брака заявитель имеет право требовать немедленной замены документа, хотя действующий регламент и не предусматривает сроков замены паспорта в данном случае. Во всех остальных случаях паспорт должен быть заменен в течение 10 дней – при обращении в подразделение ФМС по месту жительства, либо в течение 2-х месяцев – при обращении в любое другое подразделение ФМС.
При обнаружении ошибки в паспорте непосредственно в момент получения документ может быть заменен в течение нескольких часов. Технически процедура оформления нового документа не представляет никаких трудностей и требует всего лишь нескольких часов. В любом случае сотрудники ФМС имеют право отказать в немедленном перевыпуске документа и действовать в соответствии с регламентом.
Смотрите также:
Консультации юриста по теме:
12.05.2020 - Алла Борисова
31.03.2020 - Александра Михайлова
27.07.2019 - Зинаида Маркова
27.06.2019 - Никита Полуектов
23.07.2018 - Мария Медведева
11.07.2018 - Марина Соболева
03.06.2018 - Полина Данилова
12.12.2016 - Валентин Паренсов
22.10.2016 - Татьяна Данилова
26.09.2016 - Александра Журавлева
03.09.2016 - Никита Хотенов
26.06.2016 - Тамара Путина
24.05.2016 - Наталия Соловаьева
26.04.2016 - Михаил Москвский